ua ru en
(097) 888-92-92
УЛ. ВЕРХНИЙ ВАЛ, 58/28
8 минут пешком от станции метро «Контрактовая площадь»
ПН-ПТ 10:00-20:00
СБ-ВС 11:00-19:00
Этнодом - магазин вышиванок
Карта проезда

Искусство: Вышиванка

Этот вид искусства возник давно - корни его уходят в глубину веков. Пожалуй, мы никогда не сможем узнать, кто и когда впервые догадался воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения, так как в силу недолговечности ткани и ниток наука лишена возможности точно определить время возникновения этого искусства. Ведь образцы наиболее древней вышивки в музеях Европы в V в. н.э., а образцы украинской вышивки сохранились лишь за несколько последних столетий (больше всего в музеях вышивок XIX в.). Данные археологических раскопок, свидетельства летописцев и путешественников прошлого позволяют утверждать, что начало искусства вышивания на территории, которую занимает современная Украина, глубокой древности и развитие его не прерывалась никогда - начиная с незапамятных времен и до наших дней. Элементы символики современных орнаментов украинской народной вышивки перекликаются с орнаментами, которыми украшали посуду давние обитатели территории нашей страны - трипольские племена (время позднего неолита и начала периода бронзы).

 

Во времена Киевской Руси искусство художественной вышивки очень высоко ценилось.

Археологические раскопки, подтверждали значительное распространение вышивания в древнем Киеве на фибулах и серебряных браслетах XIII в. изображены фигуры в рубашках с широкими вышитыми манишками.

В Ипатьевской летописи от 1252 говорится, что князь Даниил Галицкий в ходе встречи с королем был одет в кожух, который был обшит золотыми плоскими плетением.

Творческое общение с другими народами имело определенное влияние на технику художественной вышивки мастеров Киевской Руси, но в своей основе она оставалась самобытной. Народ творил, находил и утверждал собственный, оригинальный стиль. Неизвестные умельцы кропотливым трудом произвели разнообразные устелены техники вышивания, образцы древнекиевского вышивания на коже и ткани дошли до нас с X-XI вв. С первоначального занятия вышивка впоследствии превратилась в ремесло, которое нужно было хорошо знать. Известно, что такую школу очевидно, первую на украинской земле, в XI в. организовала сестра Мономаха Анна. В ней учили мастериц, которые вышивали церковную утварь, княжеский одежда и т.п.. В XVI-XVII вв. успешно действовали промыслы вышивания в Киеве, Чернигове, Корце и других городах. Во Львове вышивальный цех создан в 1658 г. Многочисленные такие мастера были в XVIII в. при монастырях, помещичьих усадьбах. Здесь вышивали одежду, скатерти, полотенца, наволочки и др.. Эти изделия в основном предназначались для продажи. Постепенно формируются значительные вышивальные центры, например, в селах Григорьевне на Киевщине, Качаневци - на Черниговщине, Клембивци - на Подолье. Такими центрами в Карпатах становятся Вижница, Косов, Космач и тому подобное. Во второй половине XIX в. вновь возник интерес к народному, национальному вышиванию и не только компонентов одежды, домашнего обихода, но и атрибутов, символики. И именно в этот период оказался своеобразным пробным камнем под давлением искусственных псевдонародных образцов, не присущие ей назначения. Ручное вышивание, как основа существования такого вида народного художественного промысла не могло быть конкурентоспособным с промышленностью. Попытка разных обществ, организаций, учреждений (например "Просвиты" земств, разных школ, курсов при них) по сохранению, и дальнейшего развития этого вида народного художественного творчества могли дать желаемых результатов в конкурсной борьбе с промышленным производством.

Однако вышивка не исчезла из жизни народа, как и не погасла его душа, эстетичные вкусы. Основное назначение вышивки - украшать одежду. Она стала почти исключительно домашним занятием, и хотя существовали вышивальные фабрики, например им .. Леси Украинский в Львове и дешевое фабричное полотно все больше заменяло ткани домашнего производства, вышивка традиционно держится на индивидуальном творчестве, очень медленно переходила она на перкали, шелк и другие ткани промышленного производства. И наоборот, фабричные разноцветные нити, - нитки, воличка, гарус в народных вышивальщиц имели растущий спрос.

Конец XIX - начало ХХ в. - Это период, когда вышивка приобрела массовое применение на женской и мужской одежде вышивания, образный, орнаментальный строй, приобретают четко отмеченные черты. Например, вышивка из растительного орнамента красного, синего, зеленого, желтого цветов Яворившины на Львовщине и монохромный (черный), часто геометризируемый, орнамент. Сокальщины в этой же области. Богатая различия местного характера гуцульская вышивка, например, оранжево-желтая космачка с сугубо геометрическим орнаментом отличается от Надднепрянщины с развитым растительным. Украинская вышивка знает также зооморфные, антропоморфные и орнитоморфные мотивы (изображение зверей, людей, птиц). Неповторимостью композиций, орнамента, колорита характеризуется вышивки Полесья, Бойкивщины, Подола, Полтавщины. Часто они являются своеобразным "паспортом" для вышитых вещей (например, рубашек). Уже в конце XIX начале ХХ в. вышивальщицам на Украине были известны более 1200 художественно-технических приемов вышивания, хоть веками существовало два основных метода нанесения вышивальными нитями стежков на ткань - двусторонний и односторонний. На всей территории Украины широко было известно кружевание, однако отдельные регионы имели свои особенности.

Композиционное решение украинской вышивки отмечается безграничной фантазией, колоритом. И все же преобладает ленточная, букетная и вазонная композиции. Богатый колорит, сложные геометрические узоры, которые густо заполняют фон ткани, свойственные вышивке Галичины, Буковины, Закарпатья. Растительный орнамент красного, черного и синего цветов в сочетании с изображением животных характерен для Полтавщины, Киевщины, Черниговщины.

Вышивка - это не только мастерское творение золотых рук народных умельцев, но и сокровищница верований, обычаев, обрядов, духовных устремлений, интеллекта украинского народа. Многочисленные орнаментальные изображения животных, птиц, растений, деревьев, цветов, утверждают, что наши предки обожествляли их, описывали природу не только в фольклоре, но и декоративном искусстве.

Большое значение имела и цветовая символика, красный - любовь, жажда, свет, борьба, черный - печаль, несчастье, горе, смерть, зеленый - весна, буйство, обновление жизни и т.д.

Солярные знаки, схематические фигуры Солнца, Древа жизни, вышитые на ткани, является еще одним свидетельством глубокого почета наших предков к Солнцу, Матери, как мощных, святых, животворных первооснов всего сущего. Кроме того, вышивание как национальная традиция способствовало формированию у девушек и женщин терпения, ощущения красоты. Девушка должна была вышивать милому рубашку. Вышитый своими руками, одежда была одним из главных показателей трудолюбия юной девушки.

Конечно, со временем мастерство вышивания совершенствовалось. Народный опыт сохранил типичные, наиболее целесообразные, обозначенные высоким художественным вкусом образцы орнамента, их красочность и технику.

 


Возврат к списку
Комментарии