ua ru en
(097) 888-92-92
УЛ. ВЕРХНИЙ ВАЛ, 58/28
8 минут пешком от станции метро «Контрактовая площадь»
ПН-ПТ 10:00-20:00
СБ-ВС 11:00-19:00
Этнодом - магазин вышиванок
Карта проезда

Народная кукла - мудрость прошлого.

Народная кукла - мудрость прошлого.
В последнее время народная кукла стала очень популярной и с каждым днем растет количество ее поклонников. И это неудивительно: традиции поколений вновь становятся актуальными и интересными. В связи с этим возникает много вопросов о сущности народной куклы, ее происхождение и место в современном мире. Существует много споров по этому вопросу, но если углубиться в самые истоки, то обязательно найдется истина.
 
Развитие любого искусства, как и сама жизнь, имеет спиральную структуру. С каждым витком оно проходит три стадии : конструктивную, декоративную и орнаментальную. На стадии конструктивного развития искусство целенаправленное, каждая созданная вещь четко соответствует своему назначению. Эту черту можно считать определяющим народного искусства, особенно для таких произведений, которые должны были носить обрядовый характер.
 
Внешнее украшение является основной чертой декоративной стадии развития искусства. На этом этапе меньшее значение приобретает практичность и удобство.
В процессе прохождения орнаментальной стадии художник должен розглядывать украшения главной целью и оно окажется не уместным, а пошлым и избитым.
Последняя ступень ведет к безысходности, поэтому искусство снова должно возвращаться к конструктивной стадии и начинать новый виток.
 
Развитие идентичного народного искусства можно изобразить как восходящую прямую, по сравнению со светским искусством, снова и снова возвращается к своим ошибкам и начинает очередную спираль бытия.
Следует обратить особое внимание на людей, создающих народные куклы, на мастеров - кукольников. Они глубоко воспринимают традиционные образы предков и сохраняют их в современной жизни. Для этого не нужно быть каким-то философом или этнографом. Обычный человек может создавать народные куклы, передавая в чистом виде первичные образы, очищенные от современных наслоений.
 
Настоящий мастер - не тот, кто наибольшее внимание уделяет авторском оформлению куклы, и не тот, что стремится точно передать этнографические особенности. Настоящий художник душой чувствует старинный образ и именно у него рождается первичная народная кукла.
 
Народное искусство трудно представить себе как такое искусство, что создавало вещи для развлечения, для коллекции или самовыражения автора. В нем была и практическая необходимость. Все вещи должны иметь глубокий смысл, поэтому они сохранились до нашего времени и потребуются в будущем. Народная кукла создавалась для определенного дела, поэтому она часто не имеет никаких украшений, а только отвечает той функции, для которой была сделана. И эта черта народного творчества притягивает к себе своей простотой и искренностью, открытостью души ко всему миру.
 
Но проблема в том, что не каждый человек способен чувствовать такой глубокий образ. Для его восприятия необходимо самим людям расширять кругозор, развивать свою духовность. А это очень сложно. Гораздо легче не углублятся в свое сердце и радоваться яркими модными вещами. Этот вопрос может остаться нерешенным и в будущем. У человека есть два пути: или она развивает и углубляет свою душу, тогда для него становится понятным красота народного искусства, или создает вокруг себя другие, материальные ценности и наслаждается ими. Хотя по опыту поколений видно, что такие нелепые произведения искусства не сохраняются на протяжении веков, а случайно появившись, они сразу умирают навсегда.
 
Печально, но в последние годы заметно возросла популярность пластмассовых цветов и других ложных, " неживых " вещей. Люди считают красивым то, что больше всего украшает, несмотря на преувеличение и безвкусицу.
 
По своему назначению народные куклы разделяются на три большие группы : оберегательные, игровые и обрядовые.
 
В старинные времена оберегательные кукли создавали с целью охраны своего дома, семьи, господарей, детей от всякой беды и недобрых людей.
 
Игровые куклы развлекали детей и имели развивающую цель: на их образах дети учились социальным ролям в обществе, усваивали стереотипы семейных отношений. Они развлекали маленьких детей в то время, когда родители работали.
 
Обрядовые куклы создавались для проведения какого-то обряда праздника. Например, куклу гречаничку делали на праздник урожая и наполняли зерном, чтобы члены семьи всегда были накормленными и богатыми.
 
Народ создавал персональные куклы для определенного возраста, пола и состояния. Существуют куклы, которые отгоняют болезни, дают красоту молодым девушкам, здоровье ребенку ; куклы в дорогу, по беременности и так далее.
 
Что касается народных кукольщиков, то их основная задача - это воспроизведение архетипа, первоначального образа куклы. Потому что нельзя только повторять то, что уже известно. Народ собирал, накапливал опыт и рассеивал его на протяжении всей истории. Поэтому эти процессы всегда сосуществуют и дополняют друг друга. Исходя из этого, настоящий художник не только строго соблюдал правила традиционности, но и закладывал в куклу особые качества души.
 
Некоторые люди считают, что только одежда имеет наибольшее значение в характере куклы, кукла без одежды - это только техническая заготовка, а не отдельный образ. Отчасти это правда, потому что народная кукла имеет такую структуру, в которой основе не уделяется много внимания и очень часто без одежды она не является целостным существом.
 
Мастера, создающие народные куклы, большее значение уделяют именно основе куклы. Они не понаслышке знают случаи, когда кукла якобы отказывается надевать подобранное для нее наряд, хотя оно имеет красивые цвета и текстуры тканей гармонично подобраны. Некоторые кукольники НЕ подбирают вышитую одежду заранее, зная, что первичная " заготовка" имеет свой характер и сама направит мастера к тому наряду, который она захочет носить.
 
Отдельное душу каждой куклы замечают все люди, даже если они не знакомы с этим искусством и никак не связаны с рукоделием. Каждый узелок, скруточка из нитей удивительным образом превращается в отдельное существо, имеющее свой характер и свою особую историю. В этом случае одежда не является базовым, но он является необходимой составляющей целостного образа куклы, которая несет в себе старинную искреннюю мудрость.
 
 

Возврат к списку