ua ru en
(097) 888-92-92
УЛ. ВЕРХНИЙ ВАЛ, 58/28
8 минут пешком от станции метро «Контрактовая площадь»
ПН-ПТ 10:00-20:00
СБ-ВС 11:00-19:00
Этнодом - магазин вышиванок
Карта проезда

Украинская народная одежда

p>

История развития украинского народной одежды.

Украинская народная одежда формировалась на протяжении веков. Она ярко проявилась в особенности различных этнографических групп и одновременно это важный этнографический источник для изучения этногенеза украинского народа.

В древнерусских письменных источниках свидетельства об одежде встречаем в летописях. Например, в Галицко-Волынской летописи описывается костюм князя Владимира Васильевича. В письменных памятниках, относящихся к XII-XIII вв., В поэме Слово о полку Игореве подаются упоминания об отдельных элементах одежды этого периода.

Многие сведения об одежде различных общественных слоев древней Руси есть и в Слове Даниила Заточника и других письменных источниках.

Еще большее значение для изучения народной одежды имеют иконографические источники (миниатюры, фрески, мозаика). О некоторых компоненты древнего украинского одежды можно судить по иллюстрациям. Радзивилловской или Кенингсберзького летописного свода, доведенного до 1206 г. В нем помещается 617 миниатюр.

Богатый материал зафиксирован на фресках и мозаичных настенных изображениях Софийского собора в Киеве. На них, кроме одежды Ярослава Мудрого и его семьи, изображенный одежда скоморохов, музыкантов, охотников.

Сведения о украинскую одежду XV-XVII вв. встречаем в произведениях иностранных авторов - мемуарах иностранных послов, миссионеров, путешественников. Итальянский путешественник Жильбер де Лануа, находившийся 1412 - 1421 годов в Луцке, Каменец-Подольском и Кременце, вспоминает о русских вышитые перчатки и шапки. Шведский посол Готтерд Веллинг, посетив 1656-1657 г. Украину, писал мужчины и женщины зимой одевались в длинные тулупы с большим воротником, женщины наряжались в рубашки и сотканные из шерсти красные и перетканные белыми нитками запаски, носили сапоги. Кроме этого, он подал сведения и о таких видах зимней одежды казацкой старшины, как кожухи с барашковыми воротами.

Среди мемуаров первой половины XVII века, особое внимание привлекает произведение французского военного инженера Ги де Боплана Описание Украины. Интересные материалы подал в мемуарах по 1670 - 1672 рр. Ильрих Бердум. Кроме описания одежды шляхты, он описал одежду крестьян. Одежда гуцулов в XVIII в. описал Бальзатар Гаке и др.

В XIII-XIX вв. появились исследования, посвященные бытовые отдельных этнографических групп украинского народа. Большую ценность имеют иконографические материалы, которые дают возможность реконструировать и отдельные детали, и комплексы. Здесь следует отметить исключительную ценности рисунков Глаговский первой половины XIX в., Которые воспроизводят одежду различных слоев и этнографичных групп Западных областей Украины. Они ценны еще и тем, что автор показал в цвете крой, материал, отличия мужской верхней одежды. Аналогичную работу выполнил этнограф-собиратель Д.П.Дела-Флиз в Восточных областях Украины.

В архивных документах, описаниях имущества, материалах покупке, продаже, а также тестамент ХVI-XIX в. сохраняется много описаний разнообразной одежды, тканей, сукна.

В богатом наследии Т.Г.Шевченко также остались натуральные зарисовки комплексов мужской и женской одежды. Особое внимание он обращал на одежду бедного крестьянства.

Во второй половине XIX в. народная одежда стала предметом специальных исследований, в частности,  А.П.Чубинського (издал семь томов Трудов этнографической экспедиции) и Я.Головацкого, который рассматривал одежду населения Украины как источник изучения этнической истории народа. Заметный вклад в изучении этой области сделали зарубежные ученые, например, польский этнограф К.Машинський, чешский исследователь Л.Нидерле (Славянские древности) и другие.

В послевоенное время, вышли в свет и труда о народной одежде. Среди них - исследования Г.Масловои по специфики одежды и генезис отдельных его видов. На сегодня исследовано народная одежда отдельных этнографических групп украинского народа (бойков, гуцулов, помещиков, подолян). Наиболее известная работа по этому вопросу - монография К.Матейко Украинская народная одежда.

Подолье (Западное и Восточное)

Западное Подолье. Женские рубашки уставкову типа додильни, иногда короткие, цвет стоячий и изложен, спереди вышитый. Формы поясной одежды имели два вида несшитых обертка, фаты и юбка. Обложки отдельных районов Подолья отличаются только колоритом. Обертку в талии закрепляли поясом или узкой кромкой.

Колорит горботок всегда согласован с колоритом пояса и вышивок. Для северных районов Подола,  характерные шерстяные каркасные юбки-литники и юбки-дымки, необходимым компонентом женского поясной одежды были запаски.

Нагрудный одежда - корсеты с круглым вырезом горловины, приталенные, с шерстяной ткани, украшенные. Верхней одеждой были полька с отрезной спиной, со сборами, длинная до колен, полотняные кафтаны с капюшоном, сыраки из белой шерсти, но уже без отвороты, с белой овечьей кожи, покрытые сукном. Зимой носили тулупы из приталенного спиной. Для подвязывания поясного и верхней одежды изготавливали ткани, плетеные пояса с кистями на концах.

Девушки на праздник надевали венки, покрывали всю голову. Украшениями служили цветы, герданы т.п.. Замужние женщины повязывали голову наметкой, раптухом, несколько раз составляли, обвивали голову, а поверх вкладывали кибалку (деревянный обруч) для поддержания платки.

В комплекс мужской одежды входили рубаха с широкими открытыми рукавами, вышитыми пазухой, воротником, манжетами, и длинные полотняные штаны, опоясанные цветным поясом. Сверху надевали кожухи безрукавки - безрукавки, жилеты из фабричных тканей, кафтаны, которые в начале ХХ в. вытеснили кацабайкы.

В некоторых районах носили полотняные куртки и короткие суконные сыраки. Наиболее распространенной формой была епанча с капюшонами, которую в XIX в. изменил верхний суконный одежда.

Холостяцкие головные уборы - соломенные высекаемые, украшенные шнуровками, герданами. Старшие люди носили высекаемые без украшений. Зимой надевали бараньи шапки конусообразной формы. Сапоги были из неисправленной кожи.

К верхней одежды принадлежали жакеты с рукавами кофты, а также свиты, гуньки, кожухи.

На всей территории Подолья женщины носили на праздник желтые или черные сапожки. Сапоги украшали аппликациями.

 

Орнамент и композиционная структура.

Среди предприятий Укрхудожпрома количественно преобладают те, что выпускают вышитые изделия. Это и не удивительно. В разнообразии украинского декоративного искусства художественное вышивание занимает одно из ведущих мест. Это - один из самых любимых и распространенных видов народного творчества.

Праздничный народный костюм издавна нос отпечаток творческой индивидуальности мастера, отличался яркой красочностью. Вышивка - составная часть народного костюма. Сейчас она применяется и в одежде современного края, придавая ему своеобразия и неповторимости. На предприятиях Украхудожпрому, специализирующихся по вышивке, ведется постоянная и кропотливая работа по сбору образцов старинной вышивки, по изучению и творческому переосмыслению достижений прошлого. Это тем интереснее, что украинская вышивка неоднородна.

Разнообразие жизни, мысли и чувства, красота окружающей природе - все находило свое образное воплощение в вышивках. Тонкое поэтическое восприятие мира нашло отражение даже в названиях орнаментальных мотивов и элементов барвинок, хмелик, дубок, тыквенные листья, кукушка и т.д..

Художественная выразительность и разнообразие вышивки зависят не только от создания совершенной орнаментальной композиции, тонкого ощущения цветов, умелого их сочетания, но и во многом от правильного выбора техники исполнения. Вот почему в вышивке есть и отшлифована столетиями единство орнамента и средств его создания. На Украине каждая местность имеет свои любимые техники вышивания, их традиционное цветовое решение. Существует более 100 техник - основных и вспомогательных. Это счетные и ажурные, разнообразные швы свободного рисунка.

Композиции вышивок разнообразны, их размещения строится по четко продуманной схеме, следует из логики конструкции кроя, в основе которого лежат прямоугольные формы. Это создает большие возможности для декоративного оформления вышивкой.

Наибольшее внимание в народном костюме уделялось убранству мужских и женских рубашек. В мужских рубашках - отделке воротничка и застежки на груди (манишки), в женском костюме - вышивке рукава.

К богатым традиций вышивки Подолья обращаются художники Одесской фабрики им.Жанны Лбурб, Уманской фабрики им.30-летия ВЛКСМ и производственно-художественного объединения Винничанка, одного из ведущих предприятий Укрхудожпрома. Объединению подчинены выдающиеся центры на Подолье в с.Клембивка и с.Городкивка. Особой славой пользуются безукоризненные по своей техникой высокохудожественные вышивки с.Клембивка.

Подол занимает территорию между Южным Бугом и Днестром, его условно разделяют на Западное, Восточное Подолье и Поднестровье. Подольская вышивка - одна из самых сложных и красивых на Украине.

В вышивке Восточного Подола преобладают геометрические мотивы сложных соединений, миниатюрная разработка их похожа драгоценной мозаики.

Классической техникой Подолья является низким черного и красного цветов, которые ложатся густыми насыщенными линиями. Это техника выполняется с изнанки, а на лице, как на негативе, имеет противоположный вид относительно размещения цветов.

Черный цвет вышивки был доминирующим, иногда к нему добавляли темно-вишневый или в красно-черную гамму включали желтый или зеленый. Особенно умело вышивальщицы использовали белый фон полотна, становится полноправным элементом орнамента.

Очень любят на Подоле, особенно в Клембивци, ржаной цвет в сочетании с черным, что в женских и мужских рубашках выглядит очень эффектно. Широко применяли в Клембивци также шитье на Бомбак - тонком полотне золотыми и серебряными нитями - Широм.

Вышивка белым по белому в Клембивци, в отличие от вышивки на Полтавщине, отмечается компактностью ювелирно разработанных мотивов, применением филигранных техник (Соловьиный глазки, зерновой вывод, долбленка). Особенно интересная техника соловьиные глазки. Это сочетание четырех небольших квадратиков с кругленькой дырочкой посередине. Эта техника требует большого мастерства в разработке деталей. Рубашки, вышитые белым или желтым, были свадебные и поэтому разукрашивались особенно тщательно и отчетливо. Своеобразные рубашки Западного Подолья. Они отличаются темным колоритом. Это черный с малой примесью темно-красного или желтого. Вышивка имеет сложную композицию и размещается на воротнике, манжетах. Особенностью рубашек Западного Подолу является наличие двух вертикальных линий на груди - погрудки, трех на спине, а также пышно украшенного рукава. Это широкая горизонтальная полоса пашка из трех частей и расшивка рукава в виде трех вертикальных полос растительно-геометрического орнамента или косых полос, в основном геометрического рисунка.

Вышивки Тернопольской обл. отмечаются густым, темным, вплоть до черного, колоритом. Выполненные шерстью, густые, без пробелов, орнаменты сплошь покрывают рукава женских рубашек, вышитые поверхностным швом. С начала ХХ в. вышивка приобрела ярких цветов, распространились техника крестика, цветочные орнаменты.

Для предоставления рубашкам особенно праздничный вид массы орнамента, покрывающие все фон рукава, расцвечивали серебряным и золотыми нитями. Легкости и ажурности рубашкам предоставляет кружево отдельных частей пауками.

На Подоле распространенным женским убором была перемытка - одни из древнейших средств увязки председателя замужней женщины. В разных районах сложилась своя традиция по увязывание перемыток, но концы ее всегда оставались свободными, и на них хорошо читался рисунок вышивки золотыми и серебряными нитями.

 

Материалы и оборудование для народной одежды

Материал льняные, хлопчатобумажные, конопляные, шерстяные ткани, белые домотканые полотна и ткани фабричного изготовления, колинкор, перкаль, шелк и т.п..

Основные типы рубашек туникообразного, с уставками, с кокетками.

Туникообразного женские и мужские рубашки кроили с одной перегнутого на плечах полотнища. Обе части (передняя и задняя полы) были равными. По центру перегнутого полотнища на плечах вырезали горловину без воротника, с простой обшивкой вокруг шеи и делали разрез на груди по середине передней полы - пазуху. Это станок рубашек. К перегнутого полотнища, наверху станка с обеих сторон пришивали два длинных прямых рукава. Туникообразного рубашки были с бочками и без них. В рубашках с бочками под рукавами до состояния пишите вставки - бочки. Они расширяют рубашку. Между рукавами и бочками подмышками вшивали клинья (ластки). Рубашки без бочков шили из широкого полотна, с прямым разрезом пазухи, стоячим воротничком и т.д..

На Украине распространен тип уставковых рубашек. Уставки (плечевые вставки, пашки, вуставкы) - это прямоугольные (иногда трапециевидные) куски полотна, пришитые между передней и задней полами на плечах со спуском к рукавам по основе или питканню состояния рубашки. Они расширяют плечевую часть рубашки и позволяют под собрать и горловину, и рукав, который пришивают к уставе.

Рубашки с кокетками возникли под влиянием городской моды. Кокетка - неширокая полоска на ширину спинки (груди), к ней пришиты передняя и задняя пола рубашки.

По длине сплошных или подрезанных полотнищ полей сорочки делятся на две группы: сплошные и к подтачиванию к состоянию (из двух частей верхней плечевой - станка и нижней поясной подтачивания).

Локальные разновидности основных типов кроя вияляються и в методах сочетания плечевых вставок и рукавов со станком; величине и форме вставок, ластовица и рукавов; характере собирания верхней части рукавов и горловины крое воротника, рукавов и т.д.. Рубашки различают по месту размещения разреза (пазухи) посередине станка, со стороны, иногда и на спине по способу ее застегивания завязывания через петельки, на пуговицы, броши и т.д.. По форме воротника сорочки делятся на подгруппы с узкими обшивками, мелко собранной горловиной на нить, со стоячим воротником, с викладним большим воротником, без воротника (с круглым четырехугольным или овальным челночным вырезом). По крою рукавов с прямыми широкими рукавами, собранными при запястье на нить, с манжетами - чехлами, рюрешкамы и под.

Безуставкови рубашки имеют подгруппы чумацкие, лоцманские. В них вышивка расположена вдоль пазухи, на воротнике, по низу прямых, цельномолочных широких рукавов.

Мужские рубашки, как и женские, делятся по крою на два основных типа: уставковие и безуставкови. Разновидность подтипов создает крой рукавов, воротника, длина полей. Мужские безуставкови тупикоподобные рубашки с прямыми рукавами, вставленными бочками, узким стоячим воротником, а рубашки с уставками - с отложенным воротником, собранными рукавами на манжетах.

В рубашках с уставками вышивка на пках, воротнике, манжетах. Подгруппу уставковую рубашек создают так называемые стрелочные, вистижкови. На плечах накладные полосы - стреле. Такие рубашки получили распространение в конце XIX - начале ХХ в. на Полтавщине, Днепропетровщине. С 20-х годов в артелях, на фабриках начали производить мужские рубашки - чумачки и гуцулки.

Локальные свойства рубашек оказываются в размещении вышивки на рукавах, воротнике, нагрудной части, подоле т.п.

По характеру декорирования рубашки делятся на вышитые, кружевные и др.., За материалом кружево - вышитые шелком, золотыми, серебряными, металлическими нитями, бисером и т.п. По колористическим трактовкой - вышитые (кружевные) белыми белыми, серыми и охристыми; черными; красными и черными; красными и синими; разноцветными нитками.

Народные мастера, художники-модельеры своим творчеством вносят новые черты в современное искусство моделирования рубашек.

 


Возврат к списку