ua ru en
(097) 888-92-92
УЛ. ВЕРХНИЙ ВАЛ, 58/28
8 минут пешком от станции метро «Контрактовая площадь»
ПН-ПТ 10:00-20:00
СБ-ВС 11:00-19:00
Этнодом - магазин вышиванок
Карта проезда

Основные мотивы украинского народного орнамента

p>

По мотивам орнаменты вышивок делятся на три группы: геометрические (абстрактные), растительные, животные.

Геометрические орнаменты присущи всей славянской мифологии. Они очень просты: круги, треугольники, ромбы, линии, кресты (простые и двойные). Трудно судить, какое содержание вкладывалось в эти символы раньше. Сегодня на основе их в народной вышивке широко используются такие мотивы, как "бараньи рога", "кучера", "кудрявцы", "гребешками" и т.п.

 

В орнаменте подольских вышивок встречается мотив "каракули", или "безконечника", который известен еще со времен трипольской культуры, т.е. значительно раньше, чем знаменитый греческий меандр. Зигзагообразный меандровий орнамент встречается в вышивках западных районов Подола. К этому виду орнаментальных мотивов принадлежат "сосенки", "хвощ" и "перерыва", получившие распространение в южных и западных районах Подола. Известный образу "рожи" (звезды, розетки) представляет собой переход от геометрического к растительному орнаменту. Иногда он напоминает изображение солнца.

 

В основе растительного орнамента стремление перенести в вышивку красоту природы (растительного мира). Даже предельно условные узоры возникли в результате наблюдения реально существующих форм в природе. В украинской вышивке часто используются такие мотивы, как "хмель", "виноград", "дубовые листья", "барвинок" и др.. Некоторые из них несут на себе отражение древних символичных представлений народа. Так, мотив "Барвинки" является символом немеркнущей жизни, узор "яблочный круг", разделения на четыре сектора, с вышиванием противоположных частей в одном цвете - символом любви. В современной вышивке встречается и древний символ "дерево жизни", который в основном изображается стилизовано в форме листьев или веток.

 

В вышивках зооморфных (животных) орнаментов изображаются лошадь, заяц, рыба, лягушка, с птиц - петух, сова, голубь, кукушка, с насекомых - муха, бабочка, паук, летучие жуки. Во многих случаях зооморфные орнаменты являются своеобразными, присущими данной вышивальщицы, изображением, в котором отражается ее индивидуальное видение узора. В подобных орнаментах выступают в разнообразных часто причудливых сплетениях (однако из сохранением традиционного требований к композиции) заячьи и волчьи зубы, воловий глаз, карповая чешуя, бараньи рога и т.п.

 

Решающее влияние на характер орнаментальных мотивов имеют разнообразные вышивальные швы, так называемые "техники", которых известно на Украине около ста. Отдельные вышивальные швы характерны только для тех или иных этнографических районов Украины, а другие встречаются также в белорусских и русских вышивках.

 

Рубашки на Полтавщине вышиваются преимущественно белыми нитками, изредка красными и серыми. Манишка белых сорочек в старых образцах разукрашивалась белым узором, который выполнялся гладью. Узор обводился черными или цветными полосами. Техника вышивания - стебнивка, крестик, шов "позади иголки".

 

Техника вышивания Харьковской области имеет много общего с установленным формам вышивки центральных областей Украины, но ей свойственны и совершенно своеобразные полихромные орнаменты, выполняемые полукрестик или крестиком. Эти орнаменты основном вышивают грубой нитью, благодаря чему узоры производят впечатление рельефных изображений.

 

Вышивки Полесья простые и четкие по композиции. Ромболаманая линия геометрического мотива повторяется несколько раз. Вышивка красной нитью по бело-серому фону льняного полотна графически четкая.

 

Своеобразной вышивкой издавна известна Волынь. Узоры геометрические, очень четкие и простые по композиции. Четкость ритма усиливается одноцветностью вышивок, выполненных красной нитью на бело-сером фоне полотна. Вышивки северной Волыни поражают своей изысканной простотой. В южных районах области преобладают растительные мотивы в подборе цветов, ягод, листочков. Поражает колоритность орнамента.

 

Для Черниговщины характерны белые вышивки. Геометрический или растительный орнамент вышивается белыми нитками с добавлением красно-черных. Вышиваются очень мелкими смежными стежками, что напоминает бисерные вышивки, характерное для Черниговского рубашек.

 

Вышивкам Киевщины присущ геометрически-растительный орнамент из стилизованными гроздьями винограда, цветом хмеля, восьмилепестковыми розетками, ромбами, квадратами. Основные цвета вышивок - белый, кораллово-красный, оттененный черным. Рубашки украшаются гладью.

 

В южных районах Украины техника вышивания имеет много общего с вышивкой центральных областей, но ей свойственны и совершенно своеобразные полихромные орнаменты, выполняются  полукрестиком или крестиком.

 

Подольские вышивки выделяются среди богатого художественного наследия вышивок всей Украины своим колоритом и орнаментикой, сложной техникой исполнения.

 

Для подольских сорочек характерна красочность и разнообразие швов. Типичным является кружево "пауками", которым украшают рукава, клинья. Используется и цветное кружево - "шабак". В орнаментах подольских вышивок преобладает один цвет - черный с большим или меньшим вкраплением красного, синего, желтого или зеленого. Наиболее распространены одноцветные (красные и черные) вышитые сорочки.

 

На юге Тернопольщины типичной является вышивка шерстяными нитями из сгущенными стежками отдельные элементы обводятся цветными нитками, что обеспечивает высокий рельеф и цветовой эффект. Такие вышивки размещают вдоль всего рукава продольными или скошенными полосами от полочки до края рукава.

 

Большое богатство техник вышивания характерно для Винницкой низинкой, крестиком, стебневкой, настелеванье, верхоплет, зерновой вывод, вырезание; виды черных, белых и цветных сетках. Наряду с основными швами применяются и вспомогательные - штапивка, стебневка, контурные швы, которыми обрамляют и соединяют отдельные элементы композиции.

 

Своеобразным центром художественного вышивания на Подолье есть село Клембовка. Клембивчанкы одни из первых на Украине получили звание мастеров народного творчества. Их художественные изделия известны во всем мире, они экспонируются на различных выставках и международных ярмарках, неоднократно им была присуждена золотые медали.

 

При вышивании на Подоле не пользовались никакими вспомогательными средствами - такими, как тамбур, канва, пяльцы, тоже не делали рисунков на ткани, а считая нити иглой, делали крестики согласно узору, который хотели вышить.

 

Вышиванием занимались в свободное от полевых и других хозяйственных работ время. Вышивали исключительно для своих собственных нужд. Заказ со стороны не принимались, изделия не продавались на базарах ...

 

Орнамент подолян геометрический, густой, очень разный по сложным комбинациям коренных, как-то связанных, то самостоятельных фигур. Встречаются иногда полосы вышивок в виде двух рядов, расположенных в шахматной последовательности квадратов с очень сложным узором внутри. Такие вышивки можно встретить на рукавах женских рубашек. На полотенцах окраски вышивания ярче и рисунок делается больше.

 

Характерной чертой этнографического района Карпат и Прикарпатья является большое количество отдельных частей региона со своим колоритом. Каждое село отличается от других своеобразием вышивки, богатством орнаментальных композиций и неповторимостью цветов.

 

В народной вышивке Львовской области используются разнообразные типы узоров. В южных районах орнамент вышивок геометрический, белый фон не заполняется, что придает узорам прозрачность и легкость.

 

На Буковине кроме растительных и геометрических мотивов используются зооморфные, что вышиваются только гладью (белой), мелким крестиком, крученым швом. Вышивальный материал - бисер, шелк, шерсть, серебряные и золотые нити, металлические блестки.

 

Гуцульские вышивки характеризуются разнообразием геометрических и растительных узоров, разнообразием композиций, богатством цветных соединений, в основном красного с желтым и зеленым, причем красный цвет доминирует. Два или три оттенка желтого цвета проясняют вышивку и придают ей золотистый отблеск.

 

На Закарпатье для вышиванок характерным является мотив "каракуля" в различных техниках исполнения. Цветовая гамма вышивок широкая красное сочетается с черным (при этом выделяется один цвет - черный или красный), применяются как белые, так и многоцветные орнаменты.

 


Возврат к списку